На нынешней неделе Верховная Рада может принять в первом чтении законопроект 6508, которым урегулируются вопросы введения карантина в Украине. По факту этот законопроект позволит ввести карантин в его нынешнем виде в законодательное поле Украины.
Документ был подан в Раду депутатами от фракции "Слуга народа", а также членами профильного комитета парламента по вопросам здоровья нации. И уже прошел одобрение в самом комитете. При чем с просьбой поддержать его на заседание приходил сам министр здравоохранения Виктор Ляшко.
Еще весной 2020 года в Украине был введен адаптивный или локальный карантин. Такое решение принимал Кабмин специальным постановлением, действие которого регулярно продлевалось. На сегодня, согласно приказу Кабмина, карантин действует до 31 марта 2022 года с возможностью дальнейшего продления. Модель адаптивного карантина предполагает различные карантинные ограничения в каждом регионе государства в зависимости от эпидемической ситуации в нем. Всего существует 4 уровня ограничений – "зеленый", "желтый", "оранжевый" и "красный", каждый из которых устанавливает определенный перечень требований для граждан и предприятий.
Всё это время в Окружном административном суде Киева оспариваются (но решение не принято) постановления Кабмина как о введении карантина, так и его продлении. Дело в том, что законодательство вообще не содержит понятия "адаптивного" карантина, а для введения всеобщего карантина есть четкая юридическая процедура.
Так, президент издает Указ о введении чрезвычайного положения. Верховная Рада утверждает этот указ. Указ вступает в силу. Главный санитарный врач подает в Министерство здравоохранения представление об обращении в Кабинет Министров с предложением об установлении карантина. Министерство здравоохранения поднимает перед Кабинетом Министров вопрос об установлении карантина. Кабинет министров устанавливает карантин. Карантин вступает в силу.
Такая процедура описывается в Конституции и законе Украины "О защите населения от инфекционных болезней", в статье 29. И в первой же части этой статьи Кабмин наделяется правом устанавливать и отменять карантин. А вот полномочия продлевать карантин у Кабмина отсутствуют.
Такое положение дел уже привело к целому ряду скандальных решений местных судов, в которых оспаривались различные карантинные ограничения. Вал исков спровоцировало другое постановление Кабмина, предусматривающее установление перечня профессий и организаций, подлежащих обязательной вакцинации, и отстранение от работы (выполнения работ) работников и государственных служащих, которые отказываются от проведения таких прививок. Но ключевое в этом перечне то, что такое отстранение должно происходить на период действия карантина, установленного Кабмином.
То есть, первичен вопрос о законности самого карантина в его нынешнем виде. И именно этот вопрос и поднимают граждане в своих судебных исках. А учитывая, что процедура введения карантина была нарушена, суды выносили решения в пользу отстраненных работников.
Собственно, вал судебных решений вынуждает власть искать варианты, как сохранить статус-кво. Одним из таких вариантов стало письмо главы Кассационного гражданского суда в составе Верховного суда Бориса Гулько, который разослал апелляционным судам методичку, из которой следовало, что удовлетворять иски отстраненных от вакации не нужно.
Но в это же время у депутатов монобольшинства созрела идея расширить права Кабмина по продлению карантина и введению карантинных ограничений, чтоб решить проблему с исками на уровне закона.
Именно такой законопроект и был подан в Раду "Слугами народа". Одним из его главных соавторов стал глава комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий.
Изначально в тексте проекта было предложено три новации.
Во-первых, за Кабинетом Министров законодательно закрепят полномочия устанавливать карантин на срок до 2 месяцев, а также продлевать его.
Во-вторых, установление карантина на территории, расположенной в пределах более шести областей, предлагали вводить по согласованию с Советом национальной безопасности и обороны Украины.
В-третьих, Кабмин наделят правом введения противоэпидемических мер по созданию особых условий или режима:
- передвижения населения и осуществление хозяйственной деятельности,
- въезда и выезда с территории, на которой введен карантин;
- пассажирских перевозок;
- пересечения границы иностранцами и лицами без гражданства;
- посещения учебных заведений,
- утверждения порядка обязательной самоизоляции, пребывания лица в обсерваторе, госпитализаций во временные учреждения здравоохранения (специализированные госпитали).
На минувшей неделе профильный комитет под руководством Радуцкого одобрил этот проект к принятию его в Раде, по ускоренной процедуре - с сокращением сроков подготовки ко второму чтению, но с некоторыми изменениями.
Прежде всего, из документа было решено убрать положения о расширении прав СНБО.
Как пояснил Радуцкий, это было связано с критикой со стороны Главного научно-экспертного управления Рады, которое анализирует тексты поданных в парламент проектов. В своем выводе ГНЭУ полностью раскритиковало идею наделить СНБО дополнительными полномочиями по согласованию введения карантина. В управлении напомнили, что СНБО - это консультативный орган при президенте Украины, решения СНБО вводятся указом президента, а Конституция не наделяет президента правом устанавливать или согласовывать введение карантина.
И депутаты решили вычеркнуть из проекта упоминание об СНБО. А вот расширение полномочий Кабмина оставили.
Интересно, что поддержать этот проект депутатов просил и лично глава Министерства здравоохранения Виктор Ляшко, заявивший на заседании, что этот проект "решит вопросы, связанные с карантинными ограничениями".
По сути, принятием этого проекта депутаты и надеются узаконить введение карантинных ограничений Кабмином без чрезвычайного или военного положения.
В частности, это особенные условия и режим передвижения населения, осуществление пассажирских перевозок, въезд и выезд с территории, где введен карантин, пересечение границы иностранцами и лицами без гражданства, особенные условия и режим хоздеятельности, посещение учреждений образования, а также порядок обязательной самоизоляции, пребывание людей в обсервации или спецгоспиталях.
Эксперты уже предупреждают, что на практике этот проект может обернуться еще большим поражением в правах невакцинированных или не полностью вакцинированных граждан. От запрета перемещения или пользования общественным транспортом не только в "красных" зонах, а и везде, до запрета посещать очные занятия для студентов (а в будущем, возможно, и школьников, когда возрастной ценз для вакцинации снизят).