C 1 января в Украине начал действовать "налог на Google". По нему все цифровые покупки, которые украинцы осуществляют в зарубежных компаниях-нерезидентах, должны облагаться налогом на добавленную стоимость - НДС.
Новые налоги чаще всего приводят к росту цены на конечный продукт. Иными словами, заплатит в украинский бюджет скорее всего не Google или Apple, а сам украинский потребитель.
Его должны платить компании, которые продают украинцам цифровые товары или услуги, но не через юридическое лицо в Украине, а напрямую.
Под это понятие подпадает не только Google - но и Apple, Facebook-Meta, Netflix, Microsoft и другие подобные компании.
Новость по теме: В Украине с 1 января повысят налог на недвижимость
Важно, чтобы товар был именно цифровым. Если речь об оплате в интернете товаров, которые доставляются в офлайне, то налог не применяется. То есть электронные книги будут продаваться с налогом, а бумажные - без.
Также важно присутствие человека в этих коммуникациях. Если речь о видеоуроке с участием преподавателя, норма закона не работает. Если же онлайн-курс работает автоматически и результат оценивается алгоритмом - то налог взимается.
Тариф аналогично включается в стоимость и при покупке рекламы в Facebook и Google. А также любых цифровых продуктов - игр, программ в Google Play и AppStore. Причем, если, к примеру, вы покупаете игру, то налог взимается не только за цену игры, но и за внутриигровые покупки (донаты).
Касается он покупок от украинцев - физических лиц, которые не являются предпринимателями.
НДС в Украине составляет 20%. То есть теперь он должен быть включен в цену каждой транзакции с цифровыми гигантами.
Отметим, что это очень высокая ставка. В других странах она существенно ниже. Так, сегодня Казахстан ввел аналогичный налог - но только 12%.
Во Франции взимается вообще 3% от дохода зарубежных цифровых компаний, а в Британии - 2%. В Польше планируют облагать "цифровиков"-нерезидентов 5-процентным налогом. Примерно такие же цифры в других странах.
Почему за рубежом не торопятся задирать этот налог?
Причины две. На Западе при огромных оборотах IT-гигантов слишком высокие налоги можно и не применять. Во-вторых, если этот налог будет слишком обременительным, Google и другие просто переложат его на потребителя, подняв цены.
Таким образом иностранные правительства стараются смягчить удар прежде всего по своим гражданам. И создают условия, чтобы сильного роста цен не произошло.
Новость по теме: Подорожают реклама и "облака". Почему Гугл начал рассылать жителям Украины "письма счастья" об уплате НДС
То есть, конечная цель таких налогов - выбить деньги с американских цифровых корпораций. И часто они могут вообще "проглотить" новый налог и не взвинчивать цены, чтобы не потерять конкурентное положение на рынке.
Но в случае огромного 20-процентного НДС, цены для украинских потребителей начнут расти.
В конце декабря Facebook разослал пользователям бизнес-аккаунтов уведомление о 20-процентной наценке, начиная с 1 января.
В нем говорится, что это коснется всех клиентов, кто не является предпринимателями-плательщиками НДС. И дается алгоритм, как подтвердить, если вы уже платите этот налог в Украине.
"Если вы... предоставляете свой действующий идентификатор плательщика НДС, Facebook не добавляет НДС к вашей покупке рекламы, и вы будете нести ответственность за уплату НДС в соответствии с Налоговым кодексом Украины", - говорится в сообщении.
Речь здесь идет о тех, кто покупает в этой соцсети рекламу и продвижение.