Кременная славится не только прекрасными лесами. Когда-то она имела особое место в развитии музыкальных талантов, а всё благодаря феноменальной фабрике баянов, которая была единственной в Луганской области по изготовлению музыкальных инструментов.
Феномен возникновения фабрики баянов заключается в том, что в Кременной сначала творили талантливые мастера музыканты, а потом - целый научно-творческий потенциал для организации промышленного производства.
В 1929 при артели инвалидов Алексей Иосифович Мозжухин, его племянник Николай Петрович Мозжухин и Петр Владимирович Рыбалко организовали мастерскую по ремонту гармоний.
Алексей Иосифович Мозжухин
По решению Кременского поселкового совета в 1933 году мастерскую было передано мебельному комбинату. С тех пор мастерская не только ремонтировала гармонии и баяны, но и начала принимать заказы на изготовление новых инструментов.
В 1934 по решению Ворошиловградского областного управления местной промышленности на базе мастерской была организована отдельная фабрика по изготовлению баянов. Фабрика находилась в северо-восточной части поселка Кременное у железнодорожного переезда на шахту «Кременная-Восточная». Первым директором новой фабрики был назначен М. К. Матвийчук. В первые годы фабрика производила около 300 баянов в год. Во время Второй мировой войны, в период оккупации, помещение фабрики сгорело, производство было остановлено, предприятие фактически перестало существовать.
Второе рождение фабрики началось после войны в 1947. Было трудно, но талантливые мастера оказались настоящими изобретателями. В то время почти не было стандартных материалов для изготовления баянов, и особенно металла для аккордов. Но мастера нашли выход - они изготавливали «голосовые язычки» аккордов из медных гильз отстрелянных снарядов.
Старший мастер Виктор Петрович Ткаченко вспоминал: «Мы собирали снаряды, гильзы из патронов и провод. Сначала снаряды распиливали, а затем в кузнице изготавливали заготовки для штампов и делали штампы металлических деталей для баянов.
Древесину брали с Кременских лесов. Сами заготавливали и сушили ее. Затем из древесины изготавливали резонаторы и корпуса. Рычаги правой и левой клавиатур делали деревянные, а сверху крепили шурупами обточенные пуговицы. Корпус красили в черный цвет.
Мех изготавливали из картона, который обклеивали ситцем, а внешние углы кожей и металлом. Для ажурки использовали ракушки. Даже в таких сложных условиях качество продукции было довольно высоким. Это зависело от профессионального мастерства работников фабрики. Большую роль сыграла плеяда высококлассных мастеров-умельцев, учредителей предприятия. Они отдавали делу изготовления музыкальных инструментов часть своей жизни, души и сердца.
Первое признание продукции фабрики зафиксировано в 1948 году - Министерство легкой промышленности УССР объявило конкурс на лучший баян. Кременская фабрика отправила в Киев свой инструмент, который изготовили Николай Петрович Мозжухин и Михаил Сергеевич Васильев. К большой радости для всей фабрики баян получил диплом Первой степени и первую денежную премию.
Работники фабрики 1960 год
В начале 1950-х годов фабрика начинает работать над созданием оркестровых баянов, что впоследствии будут представлены Киевской государственной консерватории и получат высокую оценку от преподавателя консерватории, впоследствии народного артиста Украины Николая Ивановича Ризоля. С этого времени баян с маркой «Кременное» становится известным практически в всех уголках бывшего СССР.
Признание продукции в Киеве сразу же распространилось в среде музыкантов-профессионалов. Для улучшения условий производства активизировали строительство новых помещений, заменили ручной труд машинным, что способствовало четкому распределению различных этапов технологического процесса изготовления баянов.
К концу 1950-х годов изготовление баянов достигло более 10 тысяч в год, до конца 1960-х годов - более 20 тысяч. В этот период фабрика не только производит новые инструменты, но и значительно улучшает их качество.
В 1970-е годы фабрика становится на новую значительную ступень развития предприятия с высокой научной организацией труда, основанной на механизации и автоматизации процессов.
Важным фактором в развитии музыкального производства на Кременской фабрике баянов стало строительство и ввод в эксплуатацию главного корпуса фабрики и перевода сбора баянов на конвейерный метод. Это активизировало создание и внедрение целой системы усовершенствований, которые повысили рост объема продукции и ее качества.
В начале 1970-х годов численность работающих на фабрике превысило 400 человек, количество выпущенных баянов за год составляла около 20 тысяч; в середине 1970-х годов работало более 600 человек, выпущено баянов за год около 25 тысяч.
Неоднократно Кременские мастера получали высшие награды и отличия на республиканских конкурсах и выставках.
С конца 1970 - начала 1980-х годов, наблюдаем активный спад производства. Выпуск баянов в 1979 году резко упал и составил 12 тысяч 400 штук, в 1984 году этот показатель составил 7 тысяч 800 штук, а в конце 1989 году - 7 тысяч штук.
Основными причинами спада музыкального производства оказался недостаточный уровень снабжения предприятия необходимыми материалами и сырьем, что обусловило низкий уровень конкурентоспособности и спроса.
В 1988 году фабрика изменила форму собственности, она была перерегистрирована в Арендное предприятие фабрику «Кременное». Общая нестабильность 1990-х годов только способствовала постепенному упадку производства музыкальных инструментов. Предприятие переживало крайне затруднительное положение.
В сентябре 1997 года фабрика прекратила производство музыкальных инструментов.
Так закончился славный путь уникального предприятия Кременщины, которое почти век обеспечивало своей продукцией потребителей и внесло неоценимый вклад в систему музыкально-культурного развития нашей страны.
Из статьи К. Безгинской и Т. Лысенко