29 октября, Верховная Рада Украины приняла законопроект №1150 "...щодо встановлення відповідальності за порушення правил перевезення дітей" (реєстр. N 1150)".
По статистике детскими сиденьями, которые защищают ребенка от травм во время ДТП, пользуются только 12% украинских водителей (по другим данным - 23%) . Новый закон вызвал много вопросов у водителей.
Ответы на ТОП-10 вопросов, относительно данного закона:
Вопрос №1: Закон уже начал действовать?
Ответ: Закон вступает в силу на следующий день после публикации, в данном случае 20 ноября 2019 года.
Вопрос №2: Какой размер штрафа за нарушение?
Ответ: Штраф за первое нарушение - 30 необлагаемых минимумов (510 гривет). Второе нарушение в течение года - 50 минимумов (850 гривен. (ст.121 Кодекса Украины об административных правонарушениях добавят части 10 и 11 об административной ответственности за нарушение правил перевозки детей).
Вопрос №3: Зачем нужно автокресло?
Ответ: Стандартные сиденья и ремни безопасности в автомобиле не гарантируют защиту пассажира ростом ниже 135 сантиметров. Поэтому детям и взрослым ниже 125-145 сантиметров нужные специальные автокресла или бустеры. При лобовом ударе ребенок может выскользнуть из-под ремня безопасности, который сделан под обычного пассажира.
Статистика показывает, что за девять месяцев 2019 года в Украине произошло 3,5 тысячи ДТП с участием детей. Более 3 тысяч из них пострадали, 126 - погибли.
Вопрос №4: Ребенок не хочет сидеть в кресле, вырывается и плачет. Почему нельзя держать его на руках?
Ответ: Ни один родитель при столкновении или экстренном торможении не удержит ребенка на руках , его вес в этом случае увеличивается в несколько десятков раз. Если взрослый при этом не пристегнут, он придавит малыша своим телом. На руках переднего пассажира ребенок вылетит через лобовое стекло или ударится о приборную панель.
Вопрос №5: В законе указаны "специальные средства" для безопасной перевозки детей, есть ли перечень этих средств?
Ответ: Не указанно, обязательно ли это должны быть детские автокресла, бустеры или, например, специальные детские адаптеры для ремней безопасности. Перечня таких средств нет, но рассматриваться будут только средства и приспособления, которые имеют отношения к детям и их безопасности.
Вопрос №6: Будут ли постановления?
Ответ: Да, безусловно. Но водители имеют право их оспаривать в судебном порядке. Если специальная подушка, или ремень рассматривается вами как средство безопасности для вашего ребенка, то у вас есть возможность доказать это в суде.
Вопрос №7: Как будут определяться параметры ребенка и его возраст?
Ответ: Полицейские могут обратиться к водителю с просьбой измерить рост пассажира, эта манипуляция будет проводиться с помощью рулетки. Также, возраст ребенка нужно будет подтвердить документально.
Вопрос №8: Что делать многодетным семьям?
Ответ: В семьях, где трое-четверо детей возрастом до 12 лет в машину придется устанавливать несколько автокресел. Поставить сзади три детских автокресла можно далеко не во всех моделях - максимум, одно впереди и два сзади, при этом между ними останется совсем немного места для еще одного пассажира (а если подросший ребенок в зимней одежде, то проблематично поместиться и ему). То есть, чтобы выполнять закон, многим семьям с 3-4 детьми придется менять машину.
Вопрос №9: Во сколько это обойдется?
Ответ: Новые автокресла в среднем стоят от 2 до 10 тысяч гривен. Правда, б/у кресло можно купить за 500-1000 гривен. Также, есть практика проката кресел - это стоит около 150 гривен в неделю.
Вопрос №10: Закон распространяется на любой автотранспорт?
Ответ: Указанно, что "в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, без использования специальных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства", - из этого выплывает, что если конструкцией автомобиля не предусмотрены ремни, то водителя штрафовать не будут. Это правило работает и касательно общественного транспорта.
Касательно такси в ПДР Украины, пункте 2.3 указанно, что "...Разрешается не пристегиваться лицу, которое учит вождению, если за рулем ученик, а в населенных пунктах, кроме того, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам оперативных и специальных транспортных средств и такси".